Из Германии в Россию - с картошкой

Фильтры

Регион

Новости

Из Германии в Россию - с картошкой

Немецкий фермер поднимает удмуртский колхоз и отучает мужиков от пьянства.

Петер Тренш угощает меня чаем и с немецкой педантичностью рекомендует:

- Рядом пустая кружка, куда потом можно положить пакетик, чтобы чай слишком крепко не заварился. У нас в Германии так делают. А к российскому быту я так и не привык, хотя моя жизнь уже давно связана с вашей страной.

Из своих 57 лет пять Петер живет в удмуртской глубинке - консультирует фермеров в небольшом поселке Завьялово. Немецкая родина платит ему зарплату за то, что создал процветающее предприятие из убитого хозяйства. (В свое время на бумаге это было ОАО, а фактически, по стилю работы, - отстающий колхоз.) Там, где пять лет назад царила разруха, сегодня процветают, растят картошку в промышленных масштабах. И уже завалили ею прилавки соседних областей. По 19 рублей за кило.

На достаточно хорошем русском языке Петер объясняет мне свою миссию в Удмуртии.

ЧТО РУССКОМУ ШВАХ, ТО НЕМЦУ - ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- Четыре года назад я приехал в Ижевск, - вспоминает герр Петер. - Наше предприятие «Европлант», крупнейшая компания по выращиванию семенного картофеля в Германии, искало партнеров в России. Выбор пал на Удмуртию, здесь самый подходящий климат для такого дела. Причем попал я сюда случайно. Моему соседу пообещали работу в России, но тот отказался - человек пожилой, не рискнул. А я решил: почему бы нет? И предложил свою кандидатуру.

Представление о нашей стране Петер имел. В 70-х годах учился в Москве в сельскохозяйственном вузе. Но от увиденного на овощной базе в поселке Завьялово все же оторопел. Старая техника, грязь, разваленные хранилища. И работники, которые частенько заявлялись пьяными. Да, картошку кое-как выращивали и отгружали в магазины - мелкую, грязную, местами гнилую. Никаких стандартов производства не выдерживали. Назвать все это бизнесом язык не поворачивался.

- Полная разруха, - вспоминает фермер. - Пожарные хотели закрыть предприятие из-за аварийных помещений. В ужасном состоянии была электропроводка. Нам буквально пришлось отвоевывать здание у эмчеэсовцев. Первым делом мы заменили проводку, потом отремонтировали крыши...

Дальше - больше. Шутка ли: два миллиона евро вбухали в совместное российско-немецкое предприятие! С нашей стороны - разрушенное здание и старые машины в придачу. Немцы купили новую технику, модернизировали хранилища, привезли технологию и семена. И взялись жестко контролировать качество выращенной картошки.

Весть об иноземцах мигом облетела Завьялово. Селяне потянулись к герру Петеру - проситься на работу.

ВЫПИВАЕШЬ - АУФВИДЕРЗЕЙН!

Как удалось кардинально изменить загибающееся хозяйство, каких в России сотни? Конечно, немаленькие инвестиции сыграли свою роль. И все же главное, что поменялось с приходом немцев на удмуртскую землю, - это отношение к работе. Трудятся селяне теперь не покладая рук. 40 постоянных работников плюс еще 20 в разгар сбора урожая. Причем основная масса рабочих - молодежь до 30 лет, большинство - с высшим образованием.

- Не зазорно вам, с дипломом в кармане, в земле колупаться?

- Так платят хорошо! - отвечают сразу несколько человек. - Меньше 10 тысяч рублей ни у кого не выходит. Где еще в деревне столько заработаешь? Ни одной задержки за 5 лет. К тому же командировки в Германию многим перепадают. Да и интересно работать по немецким технологиям, опыт все-таки.

Видели вы когда-нибудь, чтобы высокий начальник выходил со своими подопечными в поле на работы? Сказка! А вот Петер Тренш и исполнительный директор выходят. Вместе с работниками собирают картошку, а потом обедают - из той же посуды, за теми же пластмассовыми столиками.

Шесть раз в год Петеру оплачивают двухнедельную поездку домой в Германию. Все остальное время он проводит с рабочими в Завьялове. В толпе местных мужиков не выделяется - в таких же кирзовых сапогах и мятой кепке садится за баранку и грузит ящики с картошкой. Улыбается: «Мы тут порядок делаем!»

И самое чудесное.

- Мы внедрили самый главный принцип - никакого алкоголя на работе! - с гордостью заявляют герр Петер и Андрей Неустроев, исполнительный директор «РосЕвроплант». - Мучительно долго боролись с этим, но сейчас видим потрясающий результат: ни один сотрудник не позволяет себе заявиться в нетрезвом состоянии. А это прямо сказывается на эффективности работы.

Технология приучения к здоровому образу жизни оказалась простой: пришел раз в пьяном виде - отправляешься домой. Пришел второй - отправляешься домой навсегда и остаешься без работы. Подействовало! Теперь на рабочих местах порядок, а в глазах работяг - ответственность.

- Я уже два года даже не нюхаю, - с улыбкой признается механизатор Николай Шубин. - Работаю со дня основания, уже пять лет, начинал сторожем. Два года назад бросил пить, потому что не хочу терять такую интересную работу. Всю жизнь отпахал слесарем, много пил, а теперь на это ни времени нет, ни желания. Мне 54, а я только жить начал. Планы строю...

И почему только мы сами до такого до сих пор не додумались, а немец сообразил?..

ДАС ИСТ ФАНТАСТИШ...

Крупной и красивой картошки в Завьялове растят все больше и больше. В ближайшее время собираются выйти с ней на рынок Казахстана. А еще - начать перерабатывать на крахмал. А значит, появятся новые рабочие места.

Насмотревшись на этот рай в отдельно взятой деревне, я уже начала поглядывать на герра Петера с недоверием. Слишком уж все по-европейски гладко и замечательно в его епархии.

Не тут-то было: в России без проблем не бывает, скучно жить.

- Ну как так можно?! - с возмущением кричит Петер. - В Германии молодые специалисты на вес золота, в нашей стране их берегут. Любые их капризы исполняются, лишь бы работали. А у вас здесь я просто был поражен: ребята оформили все справки, все документы, а в программу приобретения жилья для молодых специалистов попасть не могут. То прописаны не в том районе, то еще что-нибудь мешает...

Герр Петер тычет пальцем в свежую газету. На первой странице главный сельскохозяйственник Удмуртии заявляет, что жилье для молодых специалистов есть, его даже дают. Правда, в этом году его получат около 100 человек на всю республику... И эту проблему, к сожалению, заезжим немецким фермерам не решить, сколько бы они ни старались обустроить Россию. Да и не хватит на всю нашу страну толковых германских менеджеров...

КОММЕНТАРИЙ МИНИСТРА

Секрет успеха - порядок

- Я лично ездил в Германию, когда задумывалось создание этого хозяйства, еще не будучи министром, - поделился с нами теперешний министр сельского хозяйства Удмуртии Александр Коробейников. - Современные технологии, уникальные сорта семян и порядок в работе - в этом секрет успеха. А если есть технологии - то есть развитие, а значит, и деньги. Поэтому люди так и стремятся работать на этом предприятии. Правда, хозяйство такого рода - единственное в республике.

Источник: Комсомольская Правда

Также в разделе

Комментарии (0)

Fruitinfo в Telegram

Чат для торговли плодоовощной продукцией
Подписаться